Что такое Переменная. Переменные в Pascal
- |
- Post By : sergey
- |
- Опубликовано : 25 февраля 2023
С понятием «переменная» вы скорее всего впервые столкнулись на уроках математики. Переменная в математике — это буква, заменяющая произвольный элемент некоторого множества. Переменной она называется по той причине, что ее значение может меняться, или другими словами, вместо нее можно подставлять различные значения (из определенного множества значений).
В программировании, в первом приближении, понятие «переменная» имеет похожее значение. Это буква (или набор букв и цифр), которая может принимать различные значения из набора значений. Так же как и в математике, в программах переменные можно использовать в выражениях, присваивать им значения и производить над ними различные вычислительные операции. Буква или набор букв и цифр, которым мы обозначаем переменную, называется «имя переменной». Имя переменной может содержать латинские буквы, цифры и знак подчеркивания. Имя переменной не может начинаться с цифры. Итак, мы разобрались, что же такое «переменная» для человека (программиста). Но что же такое «переменная» для компьютера (точнее для среды исполнения, компилятора или интерпретатора)?
Переменная — это именованная область памяти, адрес которой можно использовать для доступа к данным, которые там хранятся. Таким образом, если мы напишем в программе
a := 2;
компьютер компилятор будет знать, что нужно обратиться к памяти, находящейся по адресу, на который указывает имя «a» и записать туда значение «2». А если мы напишем такой код
WriteLn(a);
компилятор будет знать, что нужно взять значение, которое лежит в ячейке памяти, на которую указывает имя «a», и вывести его на экран. Но прежде чем использовать переменные в своей программе, их нужно объявить.
Объявление переменных
Прежде чем что-то писать в память, а потом читать из нее, эту память нужно выделить под эти нужды. Мы должны как-то сказать компьютеру, сколько нам надо памяти и какого типа данные мы собираемся там хранить (числа, строки, более сложные объекты). Как раз для этой цели и служит объявление переменных. Переменные в Pascal объявляются в начале модуля (они будут называться глобальными) или в начале функции (они будут называться локальными). Блок объявления переменных начинается словом «var» (от английского Variable — переменная). На следующей строке нужно указать имя переменной, а после двоеточия тип данных, которые будет хранить эта переменная. После объявления каждой переменной или нескольких переменных одного типа, необходимо ставить точку с запятой. Рассмотрим пример блока объявления переменных.
var
a: Integer;
b: Float;
s1,s2: String;
В данном случае мы объявили переменную «a» с типом данных Integer (целое число), переменную «b» с типом данных Float (вещественное число, десятичная дробь) и две переменных «s1» и «s2» с типом данных String (строка).
Важно помнить: Object Pascal является регистронезависимым языком. Это значит, что если мы напишем «A» или «a» компилятор будет воспринимать это одинаково: нет различия между большими и маленькими буквами.
На рисунке в заголовке этой статьи приведен пример кода программы для сложения двух чисел. Наберите этот код самостоятельно и попробуйте запустить. После этого попробуйте изменить программу так, чтоб вместо сложения получилось вычитание.